Банки готовятся к удаленной работе с клиентами

Уже в 2017 году россиянам будет не обязательно посещать банк, чтобы стать его клиентом. Кредитные организации намерены внедрить удаленную идентификацию граждан через портал «Госуслуг»

Центробанк, Минкомсвязи и Росфинмониторинг в грядущем году планируют запустить проект, который может вывести онлайн-услуги российских банков на совершенно новый уровень. Речь идет о возможности удаленно стать клиентом любого банка, для этого необходимо только пройти идентификацию в одном кредитном учреждении. Банки будут подтверждать личность клиентов с помощью портала «Госуслуг». Основные подходы к реализации этого проекта представители ЦБ и Минкомсвязи озвучили на форуме Finopolis 2016 в Казани в прошлую пятницу.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Козырев отмечает, что основным звеном проекта будет Единая система идентификации и аутентификации на сайте «Госуслуг»

Разработанный механизм предусматривает принцип однократного посещения банка в любом конце страны, только для того, чтобы подтвердить свою учетную запись на сайте «Госуслуг». Личное присутствие может быть в одном городе, а уже открыть заявку, допустим на кредит, можно в другом.

Для обычного клиента, данное нововведение не будет чем-то сложным. Всё просто и прозрачно. После того, как клиент пришел первый раз в банк и его идентифицировали, в его профиле на сайте «Госуслуг» появляется соответствующая отметка. Если клиент хочет воспользоваться услугой другого банка, появляется возможность выбрать ее на сайте, не проходя заново идентификацию. В последующем, сайт банка будет запрашивать доступ к персональным данным на «Госуслугах», получение таких данных приравнивается к очному посещению банка самим клиентом. После этого пользователю  «Госуслуг» станут доступны многие функции на сайте  самого банка, появляется возможность воспользоваться услугами в режиме онлайн. Пропадает необходимость частого посещения офиса банка, по любому поводу, значительному и не очень.

Для начала у банков появится возможность открыть счета и производить переводы, с установленными лимитами – именно с этих услуг и начнется тестирование удаленной системы идентификации. Банк России и Минсвязи выберут круг банков, которые смогут принять участие в пилотном проекте. В дальнейшем количество и размах доступных услуг будет увеличиваться. Например, будет доступно получение кредитов, банк сможет запросить данные из Пенсионного фонда. А фонд в свою очередь сможет предоставить доступ к информации о клиенте, если тот одобрит этот запрос через сайт «Госуслуг»

В 2015 году уже начал свою работу пилотный проект, который позволял клиентам банков подтверждать свой доход для получения кредита данными из Пенсионного фонда. У заемщиков была возможность сначала сделать запрос в ПФР через сайт «Госуслуг», а затем отправить необходимые документы в банк. Для огромного числа людей такая технология запросов в ПФР станет доступна уже к началу декабря этого года. А возможность удаленно отправлять в банк документы на получение кредита дополнит этот сервис.

Такая система значительно упрощает и работу банков с клиентами, и самим гражданам – пользователям сети Интернет – станет намного легче и приятнее общаться с различными  банковскими услугами. Более того, банкирам будет необходимо улучшать качество своего обслуживания, чтобы удержать старых клиентов и привлечь новых, которым в свою очередь будет проще сменить банк.

Сами банкиры поддерживают создание такой системы удаленной идентификации и выражают свою готовность к новой конкуренции. Остается вопрос только за должной реализацией этого проекта на финансовом рынке, детальной проработке всего механизма действий, необходимых для предоставления той или иной банковской услуги. Кроме того, как отмечают аналитики Инвестиционно-Финансовой Группы «КапиталЪ», подобные изменения в течение следующего года коснутся и сферу микрофинансирования. «Взять займ быстро» - станет еще на порядок быстрее.

 

По материалам РБК